Достопримечательности поселка

Уусикиркко – в переводе с финского языка Новая церковь. Этим именем назывался провинциальный городок, а ныне поселок Поляны. Первое упоминание о Уусикиркко было в 1445 году. В ходе Северной войны Выборгская провинция, куда входила Уусикиркко, оказалась в составе Российской империи.По окончанию советско-финляндской войны 1939-1940 г.г. в результате советского освоения «новых районов» волость Уусикиркко с 1940 года была отнесена к территории вновь образованного района Ленинградской области и полностью заселена выходцами из различных районов СССР. В 1944 году на территории прежнего центра волости, приказом Министерства Ленмолокотреста НКСХ РСФСР № 9 от 29 июля 1944 года, был организован совхоз «Поляны» и одновременно поселок Поляны получил свое новое название.Исторической достопримечательностью посёлка является братское захоронение, где захоронены погибшие воины советско – финляндской войны и Великой Отечественной войны.Старинная часовня на приходском кладбище.Около развалин часовни была похоронена Елена Гуро - писательница и художница.

Биографическая справка ГУРО, ЕЛЕНА (ЭЛЕОНОРА) ГЕНРИХОВНА (1877-1913) - поэт, прозаик, художница.Родилась 18 (30) мая 1877 в Петербурге в семье военного. Принадлежала к стародворянскому роду. Детство и ранняя юность прошли в деревне Новоселье Псковской губернии, где она рано начала рисовать и записывать впечатления. В 1895 поступила в школу поощрения художеств в Петербурге в мастерскую художника импрессионистического направления Я.Ционглинского. В 1906 Гуро, тяготевшая в живописи к неопримитивизму, перешла от преданного "старым тенденциям" в искусстве Я.Ционглинского к мирискусстникам Л.Баксту и М.Добужинскому. К этому моменту она уже хорошо знала французскую поэзию, увлекалась Верхарном, Стихами о Прекрасной Даме А.Блока, Симфониями А.Белого, прозой А.Ремизова. Живописные и поэтические опыты находились в тесной зависимости друг от друга. В живописи Гуро шла к преодолению предметности, сохраняя при этом лирическую, природную основу образа. Ее литературное творчество развивалось сходным путем: смело экспериментируя с формой, сохраняла приверженность традиционным романтическим темам геройства, юности, этическому пафосу русского романа 19 в.Первое выступление в печати относится к 1905. В Сборнике молодых поэтов был помещен рассказ Ранняя весна, в котором мир представал в умиленно-прозрачных красках, был запечатлен с импрессионистической непосредственностью. Первая книга Шарманка, включавшая поэзию, прозу, пьесу Нищий арлекин, вышла в 1909 - немалым по тем временам тиражом. Тираж книги остался нераспроданным, и Гуро рассылала Шарманку в библиотеки тюрем и санаториев. Несмотря на провал, Шарманка обратила на себя внимание поэтов-символистов: А.Блок и Вяч.Иванов пытались привлечь Гуро к участию в символистских сборниках. Не осталась незамеченной Шарманка и в среде футуристов: Д.Бурлюк называл Шарманку первой книгой русских футуристов, В.Каменский считал ее "идеальным чтением", противостоящим "литературе барышень". Символизму, который вступил в пору кризиса, Гуро предпочла футуризм. В 1909 познакомилась с В.Каменским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком и приняла участие в сборнике Садок судей I.Стихи и проза, вошедшие в Шарманку, несли на себе отпечаток

символистских поисков новых форм - приближенных к музыкальным экспериментов в технике "потока сознания". Гуро шла вслед за символистами, создавая жанр лирического отрывка, фрагмента. "Вольные ритмы. Проза в стихи. Стихи в прозу. Проза - почти стихи", - формулировала она свою художественную задачу. Но не менее сильным оказывалось влияние детской литературы и футуристических тенденций. Шарманка повторяла ряд незатейливых детских мелодий - "весенняя болтовня", домашние мелочи, смена времен года. Намечалась и главная тема Гуро, уводившая ее от символистских "неизреченностей" - "нестерпимая любовь" ко всему живому, славословие природе, принятие земного мира. Романтическое воспевание дерзких порывов, яркость красок, обращение к примитиву отвечали требованию футуристов.Но уже в следующей книге Осенний сон (1912) преобладала не свойственная футуристической эстетике мистико-философская нота. Книга была посвящена памяти мифического литературного сына Елены Гуро - В.Нотенберга, Гуро выступала в ней под псевдонимом романтической поэтессы Элеоноры фон Нотенберг. Мистификация Гуро повторяла опыт ее подруги Е.Васильевой (Черубины де Габриак) и породила легенду об умершем у Гуро младенце и подлинности имени Нотенберг. "Осенний сон тех, кому очень больно жить в наши дни, быть может, утешит... Если их внутреннему взгляду удастся уловить на этих почти разрозненных страничках легкую светлую тень - она их утешит", - писал об Осеннем сне Вяч.Иванов. А.Блок назвал Осенний сон "красивой книгой": стихи, прозаические миниатюры, пьеса сопровождались иллюстрациями автора и симфонической сюитой М.Матюшина - музыка, литература, живопись сливались воедино, образуя синкретический жанр.В начале 1913 приняла участие в выступлениях футуристов и сборнике Садок судей 2. Ее стихотворение Ветрогон, сумасброд, летатель воспринималось как манифест футуристической группы "Гилея". Однако творчество Гуро не вполне вписывалось в рамки футуристических канонов. "Легкая и радостная, всего больше любившая ветер, свободу, море, - писал о Гуро В.Ходасевич, - порой умевшая чувствовать тихие ласки повседневности, она была бесконечно далека от унылого и духовно немощного российского футуризма, этого детища скуки, безверия и повального эстетизма". В.Ходасевич пророчил скорый отход Гуро от футуристов, которому не дано было осуществиться из-за кончины писательницы.23 апреля (6 мая) 1913 Гуро, страдавшая лейкемией, умерла в финском поселке Усикирко. Через пять дней после ее кончины в газете "Речь" появился некролог под заглавием Неоцененная: литературный и художественный дар Гуро представал трагически неоцененным - при жизни вышло всего две книги, одна из которых была не распродана, в группе "Гилея" голос Гуро был слабо различим за косноязычным эпатажем Бурлюка, пророчествами Хлебникова и мятежными криками Маяковского.После смерти Гуро вышел сборник "Трое" (1913), изданный В.Хлебниковым и А.Крученых и посвященный ее памяти.Спустя год была выпущена самая значительная книга Гуро "Небесные верблюжата", проникнутая романтическим пантеизмом - "флюидами любви" и "флюидами геройства". Основным содержанием книги стала своеобразная мифология материнства, служение "смелости робкого и нежного". Небесные верблюжата - романтический образ "воздушных чудаков", долговязой юности, нуждающейся в рыцарской защите и материнской опеке. "Плащ милосердия падает на весь животный мир, и люди заслуживают жалость, как небесные верблюжата, как гибнущие молодые звери с золотистым пушком", - отозвался о "Небесных верблюжатах" В.Хлебников.В "Небесных верблюжатах" Гуро использовала "словарь детства" и жанр намеренно не обработанного, "опрощенного" фрагмента. Но, в отличие от остальных футуристов, в частности от В.Каменского и А.Крученых, Гуро не эстетизировала детское творчество, "докультурный" примитив, а стремилась к детству как к идеальному состоянию творческой души.Итоговое произведение Гуро "Бедный рыцарь" (1910-1913) - философско-литературная поэма о "положительно прекрасном человеке", "воздушном юноше", лишенном плоти. В Бедном рыцаре отразились характерные для культуры Серебряного века метафизические чаяния преображения плоти, религиозно-романтические настроения. В этой "заветной" книге сошлись основные мотивы и образы ее творчества: мифология детства и материнства, культ геройства и беззащитности, пантеистическая мечта о слиянии со всем живым, "оттеночки, осколочки" едва видимой красоты.Елена Гуро стала наиболее заметным прозаиком среди футуристов. Вместе с тем ее творчество занимает особое, промежуточное положение "между двух школ" - символизмом и футуризмом.Захоронена Елена Гуро на православном кладбище в деревне Уусикиркко.

Елена Гуро Город («Пахнет кровью и позором с ...»)

Пахнет кровью и позором с бойни.
Собака бесхвостая прижала осмеянный зад к столбу
Тюрьмы правильны и спокойны.
Шляпки дамские с цветами в кружевном дымку.
 
Взоры со струпьями, взоры безнадежные
Умоляют камни, умоляют палача...
Сутолка, трамваи, автомобили
Не дают заглянуть в плачущие глаза
 
Проходят, проходят серослучайные
Не меняя никогда картонный взор.
И сказало грозное и сказало тайное:
"Чей-то час приблизился и позор"
 
Красота, красота в вечном трепетании,
Творится любовию и творит из мечты.
Передает в каждом дыхании
Образ поруганной высоты.
 
Так встречайте каждого поэта глумлением!
Ударьте его бичом!
Чтобы он принял песнь свою, как жертвоприношение,
В царстве вашей власти шел с окровавленным лицом!
 
Чтобы в час, когда перед лающей улицей
Со щеки его заструилась кровь,
Он понял, что в мир мясников и автоматов
Он пришел исповедовать - любовь!
 
Чтоб любовь свою, любовь вечную
Продавал, как блудница, под насмешки и плевки, -
А кругом бы хохотали, хохотали в упоении
Облеченные правом убийства добряки!
 
Чтоб когда, все свершив, уже изнемогая,
Он падал всем на смех на каменья вполпьяна, -
В глазах, под шляпой модной смеющихся не моргая,
Отразилась все та же картонная пустота!
 
Март 1910

 

В двух километрах от Полян находится рабочий посёлок – Семиозерье, обязанный своим возникновением месторождение песчанно – гравийной смеси.

В 2004 году в п.Семиозерье появилась деревянная церковь Седмиезерной иконы Божьей Матери.Имеется так же братское захоронение погибших воинов советско – финляндской и Великой Отечественной войны.Халила – Сосновый Бор. В начале июня 1889 года известный петербургский врач Владимир фон Дитман открыл в своём имении первую «санаторию для грудных больных». При санатории функционировала гостиница. В 1905 году в Халила основали союз рабочих. В 1917 году санаторий посещал В.И. Ленин. В 1910 была построена каменная церковь, реконструированная в 1925 году в лютеранскую кирху., В настоящее время в п. Сосновый Бор отреставрирована и действует церковь св. блгв. Кн. Александра Невского. В настоящее время на территории существует действующий монастырь Успенское подворье «Оптина пустонь», где расположена страусиная ферма.Патру – ныне п. Зелёный Холм в XX веке был выкуплен купцом А.А. Шляховым у вдовы Ипсиненской с целью организации там туберкулёзного санатория для рабочих Путиловского завода.

Санаторий назывался Белый цветок. Сейчас в п. Зелёный Холм функционирует ГУЗ ЛО «Зеленохолмская областная больница»Халола – п. Клеверное.Некогда одно из самых крупных поселений волости Уусикиркко В 1850 году здесь поселился скульптор П.К. Клодт.В окресностях расположено озеро Халоланярви (ныне Красногвардейское)Кирстиняля – п. Тарасовское с середины 19 в. Здесь появились русские дачники. Самое видное место среди них принадлежало столичному медику С.П. Боткину, М.Е. Салтыкову – Щедрину, И.Н. Крамскому.Неувола – п. Горьковское . Одним из владельцев дач был Бонч – Бруевич В.Д. К нему в 1917 году сюда приезжал В.И. Ленин, отдыхал М. Горький.Каукъярви, русское название Бобочино, ныне п. Каменка. Достопримечательности (объекты культурно – исторического наследия, памятники архитектуры и природы, мемориалы, музеи) К достопримечательностям относятся: мемориалы и братские захоронения : 1. Братская могила №1 п. Каменка 2. Братская могила №10 п. Заполье3. Братская могила №14 п. Приветнинское4. Братская могила №19 п. Сосновый Бор5. Братская могила №20 п. Бойково6. Братская могила № 28 п. Поляны7. Братская могила № 52 п. Семиозерье8. Братская могила (без номера) урочище МерккиВ братских могилах захоронены погибшие в ходе советско-финляндской войны.9. Мемориал «Аллея Памяти» п. Каменка, где увековечена память героев ВОВ, воинов-интернационалистов.